Как действуют в кризис лучшие предприниматели страны

Основные тезисы спикеров первого антикризисного онлайн-марафона

 

Как Forbes.uz писал ранее, 1 мая стартовал онлайн-марафон в поддержку бизнеса Makon Anti Crisis, организованный Антимонопольным комитетом и Национальным маркетинговым центром. 

Цель марафона — предложить антикризисные советы и план действий более 25 отечественных и зарубежных экспертов-практиков по адаптации и развитию малого и среднего бизнеса.

В первый день спикерами выступили Зафар Хашимов (korzinka.uz, RedTag, FLO), Ботир Арифджанов (LeBazar), Ахмад Мелибаев (Havoqand People). Вот основные моменты выступлений.

Зафар Хашимов: «Экономика радикально меняется»

— В условиях пандемии прежде всего традиционный рынок — розничная торговля — практически остановился. Последние 45 дней привели к остановке розничных продаж, кроме продажи медицинких товаров и продуктов питания. Главное в этой ситуации — правильное поведение трейдера. Потребители в основном обращались к онлайн-продажам, службам доставки. Хотя они покупают самые необходимые продукты, онлайн-рынок сохранил свое доминирование. Это состояние может сохраняться в течение полутора лет.

— Другая проблема в условиях карантина состоит в том, что многие магазины хранят слишком много товаров, и денежный поток не регулируется. Из-за взаимного нарушения спроса и предложения есть переизбыток некоторых продуктов. Поэтому еще одна проблема владельцев бизнеса — необходимость ускорить продажу продукции, хранящейся на складе.

— Конечно, были и эксплуатационные, и логистические ограничения для интернет-магазинов. Государство не допустило роста цен, а настроение рынка и общества очень важно.

— Карантинные ограничения все еще широко распространены, а цепочка поставок прервана. Сейчас эти и другие проблемы подходят к концу, но тем не менее изменение потребительского спроса и предложения повлияет на объемы продаж (такая ситуация может быть до конца года), так что нужно серьезно подумать об этом сезоне и создать стратегию.

— Экономика, которая существовала до сих пор, теперь радикально меняется.

— Я тоже попытался сосредоточиться на проблемах, с которыми сталкиваются все представители бизнеса. Прежде всего цепочки поставок: ассортимент должен быть приведен в соответствие с требованиями. Нужно продавать в магазинах крупные упаковки (с учетом гигиенических требований) по низким ценам, потому что цена — один из самых заметных факторов.

— В интернет-трейдинге, насколько это возможно, необходимо регулировать денежные потоки и пытаться ликвидировать излишки продуктов, сосредоточиться на скидках и акциях, расширить границы логистики.

— В офлайн-магазинах нужно создавать условия для перевода базы данных в онлайн. Эти и другие меры означают, что управление бизнесом необходимо пересмотреть.

— На фоне медленной адаптации децентрализованных предприятий кризис оказался не так сложен для предприятий с вертикальной структурой.

— В расчете на среднесрочную перспективу увеличьте количество поставщиков, ассортимент продукции и предотвратите риски в цепочке поставок.

— Интеграция маркетинговой тактики на онлайн-рынке: поддержание лояльности клиентов, привлечение участников онлайн-продаж к интересному контенту и т. д.

— У ликвидных предприятий должны быть достаточные финансовые ресурсы, а предприятия, потерявшие ликвидность, будут вынуждены уйти с рынка.

— Будьте осторожны с инструментами лизинга: для предприятия сейчас лучше арендовать здание и использовать аутсорс, чем вкладывать в это деньги.

— Главное — эта пандемия показала наши недостатки.

Ботир Арифджанов: «Возросла роль телемедицины»

— Все в жизни меняется, и постепенный переход людей, продавцов, представителей бизнеса в онлайн-формат является нормой. Правда, поначалу могут возникнуть трудности, но достаточно вспомнить время, когда был изобретен автомобиль. Тогда люди не знали, что делать, но постепенно начали водить машины.

— Были проблемы во многих магазинах и других компаниях. Однако у предприятий, которые быстро адаптировались к новым условиям, трудностей почти не было — большинство начали работать в тех секторах, где активно население.

— Внедрение онлайн-образования является еще одной важной областью. Конечно, Узбекистан не был готов к онлайн-образованию, но Министерство народного образования быстро вышло из этой ситуации. Кроме того, узбекистанский проект Khan Academy был недавно запущен совместно с нашей группой. В то время говорили, что в Узбекистане нет спроса на онлайн-платформы, а сейчас этот бизнес пользуется большим спросом. В контексте пандемии масштабы проекта увеличились втрое.

— После пандемии рестораны и кафе будут пересматривать свои рабочие процессы и процедуры. Теперь они могут и дальше автоматизировать свой бизнес, улучшать свои сайты и платформы.

— Наблюдалось еще одно явление: роль телемедицины возросла из-за закрытия многих больниц и клиник.

Ахмад Мелибаев: «Семь из семнадцати»

— В первую волну [карантина] доходы наших кафе и ресторанов упали на 50% (Havoqand People принадлежат Les Ailes, Chopar, бургерная «Бро» и другие проекты. — F). 

— После объявления второй волны карантинных требований доходы предприятий снова упали. Но на сегодняшний день наш онлайн-сервис и услуги доставки выросли на 15–20%.

— Третья волна: из-за ограничений на пользование личным автомобилем нам пришлось приостановить наши курьерские услуги на два–три дня. И нам пришлось бы потерять наш персонал, если бы мы не обратились в правительство. Из 17 наших торговых точек мы могли использовать только 7.

— Одна из самых важных вещей, которые мы сделали, — доставка заказов в герметичной упаковке. Поскольку главной задачей была безопасность, мы ввели бесконтактную доставку.

— Руководство открыто общалось с сотрудниками и разъясняло ситуацию всем.

1505 просмотров
215 репостов